?

Log in

No account? Create an account
vnedorog
Староколымский тракт: со стороны Якутии 
19th-Aug-2018 06:17 am
Маздай
Сейчас я сижу на штурманском месте и пишу этот отчет на обратном пути от Томтора. Эмоции переполняют меня -  мы вышли со Староколымского тракта после 3х дней пути по нему. В такой глуши и таком экстриме я пожалуй не был за все 15 лет путешествий. Экстрим прежде всего потому что мы были одни на сотни километров непростой дороги. На стоянке перед бродом, где вечером я чуть ушел по капот под воду, до ближайшего жилья было 100 км в одну сторону, и 150 в другую. Любая ошибка могла стоить очень дорого. Все утверждали что  дальше границы областей мы не пройдем. Мол недавно ездил Камаз-сайгак с норвежцами, развернулся на границе. Забегая вперед скажу что мы действительно видели его следы до границы - что его испугало после не понятно. Было конечно жестко, но КАМАЗу точно проходимо.  Но обо всем по порядку.

Про посещение полюсов холода в Томторе и Оймяконе я напишу позднее. Из Томтора в сторону Староколымского тракта мы выехали под вечер.

На ваыезде в сторону тракту маленький поселок с названием Куйдусун. Там круглосуточная АЗС - залили полный бак. Солярка по 53.7руб   Поначалу неплохой грейдер, но в паре мест были очень глубокие промоины.

Ручьи промыли насыпь, причем довольно глубоко - в одном месте колесо ушло под воду.

А вот поворот на Орто -Балаган впечатлил - знак стоит в воде, все затоплено.

Виды вокруг фантастические - горы вдали манят к себе.


Подъезжаем к знаменитому мосту через Индигирку.

Если он вдруг рухнет, по тракту уже не пройти. Состояние на 3+ - проехать можно, но ощущения не передаваемые.

Антон Tony60 просил перепилить бенопилой бревно которое застряло в опоре. Какое из ? ))


Мост ходит ходуном, под колесами доски с гвоздями.

 На выходе чуть не провалился , треснуло бревно и я выскочил по инерции. Вот яма куда провалилось колесо..она сквозная.

Уже смеркалось и мы решили встать прямо на Индигирке у моста. Уже в темноте по мосту пролетел уазик - толи он так хорошо знает все дыры в мосту, то ли на такой скорости не так страшно.

Уже за полночь где-то в горах громыхала гроза, но дождь так и не пошел.

Утром увидели еще одну машину - странная конструкция напоминающая толи болотохот, толи грузовик проехала по мосту и встала.
Вскоре прибежали собаки, все обнюхали и скрылись. С ними мы еще встретимся через пару дней.

Выдвигаемся на тракт.

Вначале вполне хорошая дорога, местами идем  50 кмч.

Но стали все чаще попадаться промины и рухнувши мосты.

Объезды простые, следы видны , даже не выходим.

Догнали "конструкцию" - мужики поехали на охоту-рыбалку на самодельном болотоходе из шасси ГАЗ66 , УАЗовского мотора и фанерной кабины.

Пообщались, тоже говорят что дальше границы не пройдем. Они мол на "конструкции" и то дальше не ездят. Ну посмотрим сами что к чему.


Вскоре подъехали к просевшему мостику. Ступенька высокая, пришлось поработать лопатой. Рыть каменистый грунт очень сложно .Лопата не пробивает его, только отскакивает. Представлю каково было рубить гору чтобы отсыпать такой тракт среди болот.

Тракт действительно временами как стрела прорезает каменой отсыпкой вековые болота - и слева и справа непроходимая топь.

Не ковровые болота конечно, но скорее кочки с мхом и водой. Местами все в воде.

В какой то момент вдруг обнаружилась сотовая связь. Видимо мы были недалеко от Ортобалаган. Пришла смс и все пропало.


Продолжаем идти по дороге. В какой то момент Родион кричит, смотри мишка. Всматриваюсь в поворот дороги и вижу большую мохнатую коричневую задницу медвежонка. Он на секунду посмотрел на зад и задорно драпанул в кусты. Я притормозил у куста, но его и след простыл. Выходить и искать как то не захотелось.
Запечатлели только табун лощадей. Они были тоже в шоке от нас.

Встретили сохранившийся мостик, даже крепкий.

И километровый столб. Когда то тут можно было проехать на легковушке, Местные гоняли машины с Магадана.

Некоторые заезды в броды были непростые, подболоченные. Но пока без лебедки.

Заехали на бывший поселок Куранах-Сала.  Тут был цех по обслуживанию кабельной магистрали КМ-180 Якутск (Нижний Бестях) — Магадан (Стекольный).

Цех обслуживал 240 км трассы по 120 км в каждую сторону- от (почти) Ючюгея до Адыгалаха. На Куранахе был обслуживаемый усилительный пункт (ОУП). Предыдущий был на Кюбюме, а следующий в Сусумане.

Вдоль трассы размещались необслуживаемые усилительные пункты (НУП) — примерно через 20 км. Магистраль работала по двухкабельной системе (2-а кабеля МКСБ-4х4х1.2). Всего работало 8 систем К-60П на 60 ТЧ каналов — всего 480 каналов. На Куранахе проживало в разное время до 20 человек. Раньше был двухэтажный двухподъездный брусовый дом на 12 квартир — его уже разобрали. Эту информацию мне написал коллега FilNikVik  с drive2, который в свое время работал в этом месте.

Дизеля неразукомплектованы, на паре стоят ТНВД.

Много металла, только алюминиевый кабель подготовлен к вывозу..но лежит давно. 
Впечатление что все срочно по тревоге снялись и выехали


Начались бесконечные ручьи , рухнувшие мосты и мелкие бродики через них.

Где то глубже, где то сложнее. Выходим, смотрим, едет. Никаких сложностей нет, колея везде видна..

Вскоре на тракте первое препятствие - крутой спуск в реку. Слева есть объезд, видны следы Камаза который там шел, но показалось очень глубоко. В итоге "падаем" с насыпи, капот захлестывает вода, но мы тут же выныриваем. Дно во всех реках каменистое твердое, и даже если есть быстрое течение тяжелую машину не сносит. Дальше так и едем - насыпь, рухнувший мост, обрыв, объезд через брод. Счет ручьям и бродам мы не вели, их бесконечное число. Не вижу смысла их описывать - везде довольно просто. Есть чуть глубже, есть чуть мельче.
Вышла удивитльная радуга - все небо переливалось. Хороший знак!

Вдоль дороги море грибов. Но не белые и подосиновики, а какие то похожие на маслята.

Позже узнали что ядовитых грибов тут почти нет



Лесистая местность сменилась горами.

А в долинах..лежит снег! Точно полюс холода!

Вышли в долину, любуемся видами.

Удивительно видеть километровые столбы на заброшенной дороге.

У одного такого сделали остановку, приклеили наклейку.

Запускали несколько раз коптер чтобы поснимать пейзажи и машину.

Виды как из парка юрского периода - вот вот вдалеке пролетит птеродактиль.


Основа тракта тут очень твердая.

Часам к 5 добрались до границы областей. По карте она проходит по речке,но стелы стоят чуть дальше. Огромная стела Оймяконский район и разрушенная стела Магаданской области.

Отдельно на земле лежат буквы.


Отсыпка идет еще с километр и заканчивается.

Думали что все, дальше колея, но нет - через некоторое время дорога приобретает снова приемлемый вид. Забрались на гору - внизу видно огромное болото.

Следов КАМАЗА тут уже нет. Почему он не поехал дальше? Что такое его остановило, чего он испугался? Но мы то не такие..мы пошли вперед дальше!
Продолжение следует...
Comments 
21st-Aug-2018 08:48 am (UTC)
Супер!
П.с
Я так понимаю там дорогу нормальную построили, а эта теперь для экстрима
4th-Sep-2018 12:49 pm (UTC)

все верно, все идут теперь по федералки. от поворота на томтор это 550 км, а по староеолымской около 300. но видимо рельеф, болота и отсутвие городов потребовали обхода.

21st-Aug-2018 09:03 am (UTC)
Действительно - а есть ли нормальная дорога? Или эта - единственная?
4th-Sep-2018 01:04 pm (UTC)

выше ответил. сейчас вся жизнь строится вокруг федералки. я поже отдельно опишу про дороги, состочник, достопримечательности вдоль них - сделаю технический пост.

21st-Aug-2018 09:22 am (UTC)
мало почему-то вам попалось на пути диких зверей, хоть и людей нет,но есть браконьеры в этой пустынной местности
4th-Sep-2018 12:51 pm (UTC)

местные охотники сказали что 2 года назад проводили какие то изыскания, били ультразвуком , летал самолет с какой то тарелкой - после этого вме звери ушли. никого кроме птиц и медведей. мы то ладно,но даже местные охотники никого не нашли.

4th-Sep-2018 04:55 pm (UTC)
плохо
21st-Aug-2018 09:49 am (UTC)
Какая мощная природа и какая заброшенность!

Вверху 2 коммента (вопросительно-неуверенных) о наличии др. нормальной не экстремальной трассы по примерно тому же направлению. Мне это тоже интересно.
И глядя на эти могучие просторы и приметы как будто полнейшей бесхозности, кажется, что нет тут в принципе никаких "благоустроенных" трасс, что глушь полнейшая…
А ведь пытались осваивать!

сотовая связь мелькнула "вдруг" и пропала после 1 sms…

Как Вы думаете, каким образом надо благоустраивать эти места? (как лучше это делать?)
…такие просторы, красота, сила, а люди будто вымерли, больно смотреть
21st-Aug-2018 10:36 am (UTC)
Хоть вопрос и не ко мне - по-моему, такие места надо осваивать по минимуму, лучше оставить их в покое и приезжать сюда за нетронутой красотой и безлюдьем. Жить и работать в Якутии - нереально тяжело. Зимой убийственно холодно, летом убийственно жарко, строить что-то очень трудно - мерзлота, в теплое время года тучи комаров и гнуса.. Нормального леса очень мало, только на юге, в основном мерзлая кривая лиственница. Проложить нормальную дорогу и ездить любоваться - вот и все. Ну, и еще если полезные ископаемые разрабатывать. А так... не для жизни этот край.
21st-Aug-2018 10:50 am (UTC)
про природные условия в целом наверно всё так и есть… и всё же, и всё же… ну это же не др. планета без атмосферы, не Арктика/Антарктика.
По климату наверно на Аляску похоже? Тоже там пустовато по ср. с основной частью С-Штатов, но не о такой же степени наверно(?)

Как-то вcё равно немного чувство, что "добро пропадает"

И вот ещё интересно, как в этих краях с радиацией? Не навалили там отходов радиоактивных по ходу каких-нить великих дел?
21st-Aug-2018 10:54 am (UTC)
Я думаю, что если нам удастся просто не испортить и не загадить Якутию - это уже будет очень хорошо. Что касается Аляски, там все же чуть мягче, потому что океан со всех сторон. А континентальная Якутия - самое суровое место в Евразии.
4th-Sep-2018 12:55 pm (UTC)

Осваивать для каких целей? Я видел в Хакасии как золоторудник искалечил гектары тайги...больно смотреть. Я бы предпочел освоение туристическим маршрутом, это очень интересная дорога, по ней и этой глуши просто поичтно ездить. Увы, перед поездкой я не находил никаких детальных описаний маршрута. Счас попробую собрать информацию воедино и авложу роадбук - может быть другим пригодится и будет попроще.

10th-Sep-2018 12:06 pm (UTC)
Для каких целей? Может быть, там могли бы появиться не очень большие, но комфортные посёлки, фермерские хозяйства. С соответствующей инфраструктурой в т.ч. инженерной, сделанной бережно для окружающей природы. В этих краях наверняка можно растить какие-то овощи, разводить коз, заниматься пчеловодством и т.п.… можно теплицы устраивать и т.п. помещения в таких с/х целях. Не так, чтобы серьёзно теснить лес, масштабно вырубать его, но всё же проложить сеть удобных автодорог и в относительной близости от них могли бы существовать посёлки, хутора.
И туристические благоустроенные (опять же с инфраструктурой) маршруты проложить, с тур. базами, проводниками и т.п.

Но мне выше написали (euro_line): "Жить и работать в Якутии - нереально тяжело. Зимой убийственно холодно, летом убийственно жарко, строить что-то очень трудно - мерзлота, в теплое время года тучи комаров и гнуса.. Нормального леса очень мало, только на юге, в основном мерзлая кривая лиственница. Проложить нормальную дорогу и ездить любоваться - вот и все. Ну, и еще если полезные ископаемые разрабатывать. А так... не для жизни этот край."
Вы тоже считаете, что жить и заниматься ферм. хозяйством (помогая современными с/х технологиями) в этих местах – мучение и почти невозможно?
Но ведь расту же здесь деревья, травы, реки есть и рыба в них наверно живёт… Почему всё же не обжить? Не уничтожая при этом природу, а бережно поддерживая её и кормясь от неё в то же время?
21st-Aug-2018 09:53 am (UTC)
про "чьи лошади?" тоже любопытно

Edited at 2018-08-22 07:25 am (UTC)
4th-Sep-2018 01:07 pm (UTC)

лошади как мне кажется с поселка Орто Балаган, до него километров 7-8 было по прямой. От него наверно и связь добиавала. Вообще что в Якутии, что на Алае и в Хакасии лошади пасутся сами по себе, большими табунами, никого нет рядом.

10th-Sep-2018 12:14 pm (UTC)
а потом они сами домой в посёлок возвращаются? Неужели пастухи их вообще никак не отслеживают?
Были ли Вы в этом посёлке Орто Балаган? Любопытно, как там живут, чем занимаются…
21st-Aug-2018 10:27 am (UTC) -
Под одним из таких мостов муж нашел топор и лопату.Жили в поселке Кадыкчан Сусуманского района.Топор кованый привезли на "материк"..Грибы маслята по типу "моховик" мариновали. Много брусники и голубики.
21st-Aug-2018 11:04 am (UTC) - Re:
Кто то положил а вы увезли на материк
Без этого топора не выжить было?
4th-Sep-2018 12:57 pm (UTC)

я предпочитаю не брать такие вещи. мало ли кто, почему и зачем полодил, но главное не хочется попортить карму.

22nd-Aug-2018 04:38 pm (UTC)
На фоне гор и болота хороши!)
А грибы моховики, наверное. Самые душистые из грибов.
4th-Sep-2018 01:08 pm (UTC)

Я увы опознать не смог. у нас нет таких. маховики более толстые мне кажется. Охотники сказали что ядовитых нет совсем..жадею что не попробовал.

26th-May-2019 01:56 am (UTC) - р. Кобюме
Скажите, а мост через р. Кобюме на развилке - живой?

Edited at 2019-05-25 10:58 pm (UTC)
This page was loaded Aug 23rd 2019, 7:52 pm GMT.